ЗДЕСЬ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА

Свяжитесь с нами 8(495)221-59-09,
8(495)348-01-00

Система управления медицинскими отходами в Российской Федерации с использованием современных технологий обезвреживания

По данным Роспотребнадзора в 2010 г. на территории Российской Федерации было произведено более 1,6 млн. тонн медицинских отходов (МО), из них 823 741 кг (50,5 %) – неопасные отходы (класс А), 612 830 кг (37,6 %) – опасные (рискованные) отходы (класс Б), 28 454 кг (1,7 %) – чрезвычайно опасные отходы (класс В), 124 585 кг (7,6 %) – отходы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), по составу близкие к промышленным (класс Г) и 40 440 кг (2,5 %) – радиоактивные отходы (класс Д).

МО являются фактором не только прямого, но и опосредованного риска возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения в силу возможного загрязнения практически всех элементов окружающей среды – воды, воздуха, почвы, продуктов питания, внутрибольничной среды. Многие компоненты отходов ЛПУ являются опасными в эпидемиологическом и токсикологическом отношении, поэтому их нельзя смешивать и утилизировать в одном потоке с твердыми бытовыми отходами. Отсутствие в настоящее время в большинстве ЛПУ Российской Федерации организованной системы сбора, транспортировки и удаления медицинских отходов, слабость материальной базы обусловливают возможность обсеменения функциональных помещений клинико-диагностических отделений больницы патогенными микроорганизмами, а также инфицирование пациентов и персонала. В таких условиях повышается вероятность распространения внутрибольничных инфекций (ВБИ) внутри ЛПУ и выноса инфекции за пределы медицинских учреждений. В современных условиях масса отходов в крупных клиниках Российской Федерации может составлять от 2 до 4,5 кг из расчета на одну койку в сутки, и, соответственно, до 700-1600 кг в год.

ВОЗ  относит медицинские отходы к группе опасных и рекомендует создание специальных служб по их переработке. Организация сбора, удаления  и обезвреживания медицинских отходов в России в настоящее время несовершенна. Эффективное управление медицинскими отходами возможно лишь при условии разработки и внедрения в практику системного подхода на основе современных достижений науки и практики на всех этапах обращения с отходами, начиная с момента их образования и заканчивая уничтожением. Применение основных положений системного подхода в решении проблемы в целом, поможет обеспечить эпидемиологическую безопасность при обращении с медицинскими отходами.  В разработке  систем управления медицинскими отходами можно выделить две самостоятельные взаимосвязанные проблемы. К первой относится разработка схем организации обращения с медицинскими отходами, обеспечивающих выполнение действующих санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил. Ко второй – материально-техническое обеспечение, способствующее реализации их выполнения, что в комплексе должно способствовать уменьшению опасности возникновения и распространения внутрибольничных инфекций, а также предупреждению возможного негативного воздействия на население и окружающую среду.

Анализ состояния обращения с медицинскими отходами показал, что в большинстве ЛПУ приказами главных врачей назначены лица, ответственные за организацию сбора МО, разработаны должностные инструкции для каждого специалиста, заключены договора на вывоз медицинских отходов. Наиболее решенным вопросом является обезвреживание отходов класса Г: использованных люминесцентных ламп и ртутьсодержащих приборов, которые обычно хранятся в закрытых упаковках и вывозятся затем на специализированные предприятия на демеркуризацию. Для отходов класса Г большой проблемой в настоящее время становится уничтожение забракованных  лекарственных средств и лекарственных средств с истекшим сроком годности, а также фальсифицированных препаратов и отходов фармацевтических производств. Предлагаемые термические методы обезвреживания лекарственных средств не проходят гигиеническую оценку на безопасность для обслуживающего персонала, населения и среды обитания.  В связи с чем при регистрации лекарственного средства в нормативный документ по качеству, необходимо включить раздел по технологии утилизации или уничтожения препарата. Лекарственные средства чаще всего складируются на полигонах промышленных отходов, вопрос их термической переработки практически не решен нигде.

Слабость материально-технической базы, недостаточность финансирования ЛПУ приводит к тому, что основным способом обеззараживания медицинских  отходов  Российской Федерации является химическая дезинфекция отходов в местах их образования, хотя этот метод уже давно не используется в развитых странах ввиду его низкой эффективности  и  небезопасности для медицинского персонала и пациентов. За рубежом повсеместно используются физические методы обеззараживания МО (автоклавирование,  обеззараживание с применением СВЧ, метод протеинового лизиса).

В 2009-2010 гг. Минздравсоцразвития в рамках реализации Федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)» была проведена научно-исследовательская работа «Анализ ситуации, сложившейся в области управления медицинскими отходами, с предложениями по оптимальному использованию современных технологий обезвреживания медицинских отходов с учетом особенностей отдельных регионов Российской Федерации». Итоги  вышеназванной  НИР включают:

-  аналитический отчет: «Анализ ситуации, сложившейся в области управления медицинскими отходами, с предложениями по оптимальному использованию современных технологий обезвреживания медицинских отходов»;

-  предложения в нормативную базу по обращению с МО;

- проект Методических рекомендаций по оптимальному использованию современных технологий обезвреживания медицинских отходов в зависимости от уровня развития медицинской помощи и инфраструктуры медицинских организаций, степени плотности населения и темпов развития процессов урбанизации на отдельных территориях Российской Федерации.

Исходя из анализа работы по становлению системы обращения с медицинскими отходами, необходимо подчеркнуть три ограничивающих этот процесс момента:

1. Отсутствие целевого финансирования данного сектора городского хозяйства в регионах (причем, существенного финансирования требует только внедрение технологии обеззараживания отходов физическими методами).

2. Отсутствие утвержденных нормативов образования отходов, в том числе, по классам опасности, которые также требуют своего совершенствования.

3. Отсутствие согласованности действий в реализации этого круга задач со стороны всех заинтересованных структур: администрации регионов, комитета по здравоохранению, комитета по природопользованию, органов и учреждений Роспотребнадзора.

Практическая реализация внедрения современных технологий обезвреживания МО не может быть унифицированной, напротив, она должна  учитывать   уровень развития медицинской помощи,  инфраструктуру медицинских организаций, степень плотности населения и темпы развития процессов урбанизации на отдельных территориях Российской Федерации. С учетом перечисленных факторов можно предложить несколько обобщенных моделей внедрения современных технологий обезвреживания МО:

Модель А. Может быть реализована для крупных мегаполисов с высоким уровнем развития медицинской помощи, распределенной по всему городу сетью лечебно-профилактических учреждений, напряженными транспортными потоками, достаточными финансовыми возможностями местных бюджетов.

уровень. ЛПУ. Обеззараживание МО аппаратными методами. Все ЛПУ, подчиненные местным администрациям, федеральные учреждения оснащаются установками по обеззараживанию медицинских отходов класса Б и В за счет средств местного и федерального бюджетов соответственно. В них первичный сбор отходов осуществляется в одноразовую герметичную упаковку без предварительной дезинфекции. Переход ведомственных и частных ЛПУ на аппаратные методы обеззараживания стимулируется мерами экономического характера (регулирование тарифов на перевозку, захоронение, уничтожение отходов, экологические платежи).

II уровень. Транспортировка. В крупных мегаполисах места конечного размещения или уничтожения отходов находятся, как правило, на значительном удалении от мест образования отходов. В то же время транспортировка медицинских отходов класса Б и В из ЛПУ производится в контейнерах небольшой емкости (120 л), при этом утрамбовка отходов запрещена, средняя плотность их не превышает 0,2 кг/м3. Для удешевления транспортировки отходов до мест конечного размещения предлагается создание системы мусороперегрузочных станций, оснащенных установками, обеспечивающими измельчение обеззараженных МО с целью сокращения их объема и дальнейшей транспортировки отходов крупнотоннажным транспортом.

III уровень. Захоронение, термическое уничтожение отходов. Для отходов, прошедших обеззараживание,  возможно захоронение на полигонах, имеющих соответствующую лицензию и лимиты на размещение медицинских отходов. Учитывая дефицит мест для захоронения отходов в крупных мегаполисах, а также принимая во внимание  морфологический состав медицинских отходов, предпочтительным является термическое обезвреживание последних на современных специализированных мусоросжигательных заводах.

Модель Б. Может быть реализована в больших городах с высоким уровнем развития медицинской помощи, распределенной по всему городу сетью лечебно-профилактических учреждений, свободными транспортными потоками, достаточными финансовыми возможностями местных бюджетов.

I  уровень ЛПУ. Сбор отходов внутри ЛПУ без предварительной дезинфекции в одноразовую герметично закрывающуюся упаковку.

II уровень. Создание централизованных участков и центров по обеззараживанию отходов (ЦОО). Центр(ы) оснащены установками по обеззараживанию и измельчению медицинских отходов. Транспортировка отходов до ЦОО производится  специализированным транспортом, удовлетворяющим требованиям эпидемиологической, санитарно-гигиенической и экологической безопасности. Транспортировка отходов от ЦОО до мест конечного размещения или уничтожения крупнотоннажным  транспортом.  

III  уровень тот же, что и в модели А.

Модель В. Может быть реализована в средних и больших городах с достаточным уровнем развития медицинской помощи, высокой концентрацией лечебно-профилактических учреждений, свободными транспортными потоками, достаточными финансовыми возможностями местных бюджетов.

I  уровень ЛПУ. Сбор отходов внутри ЛПУ без предварительной дезинфекции в одноразовую герметично закрывающуюся упаковку.

II уровень. Оснащение наиболее крупных (крупного) лечебно-профилактических учреждений установкой (установками) по обеззараживанию отходов, достаточной для обеззараживания отходов близлежащих ЛПУ, т.е. создание ЦОО на базе крупнейшего(их) ЛПУ города. Транспортировка отходов до ЦОО производится  специализированным транспортом, удовлетворяющим требованиям эпидемиологической, санитарно-гигиенической и экологической безопасности. Транспортировка отходов от ЦОО до мест конечного размещения или уничтожения крупнотоннажным  транспортом.  

III  уровень тот же, что и в модели А (термическое уничтожение).

Модель Г. Может быть реализована в средних, малых городах со средним уровнем развития медицинской помощи свободными транспортными потоками, достаточными финансовыми возможностями местных бюджетов.

I  уровень ЛПУ. Сбор отходов внутри ЛПУ без предварительной дезинфекции в одноразовую герметично закрывающуюся упаковку.

II, III уровень.  Оснащение полигона для захоронения отходов

- установкой (установками) по обеззараживанию отходов, достаточной для обеззараживания отходов всех ЛПУ города, т.е. создание ЦОО на базе полигона;

- либо  установкой (установками) по сжиганию отходов, достаточной для уничтожения отходов всех ЛПУ города

Транспортировка отходов до полигона производится  специализированным транспортом, удовлетворяющим требованиям эпидемиологической, санитарно-гигиенической и экологической безопасности.

Модель Д. Реализуется в отдельно стоящем крупном учреждении преимущественно туберкулезного профиля, которое оснащается индивидуальной установкой по сжиганию медицинских отходов. Сбор отходов в подразделениях производится без первичной дезинфекции в одноразовую герметичную упаковку.

На основании проведенного системного анализа сделан вывод, что в субъектах РФ могут быть применены 5 типовых моделей по управлению МО в зависимости от уровня развития медицинской помощи и инфраструктуры медицинских организаций, степени плотности населения и темпов развития процессов урбанизации на отдельных территориях Российской Федерации. Разработанный подход отражен в проекте методических указаний. Для внедрения в практику современных технологий обезвреживания медицинских отходов,  потребуется как прямое бюджетное финансирование ряда мероприятий, так и меры экономического стимулирования, которые запустят рыночные механизмы регулирования и помогут привлечь в эту сферу инвестиционный капитал.


Русаков Н.В.,  ФГБУ «НИИ Экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина»  Минздравсоцразвития России;
Игонина Е.П., Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве;
Храпунова И.А., ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве";
Тимофеева Т.В., Акашкина Л.В., Балакаева А.В., ЗАО «ТТ-Стандард», г. Москва, Россия

Тезисы VI международной конференции "Проблемы обращения с медицинскими отходами", 2011. Сборник материалов под редакцией академика РАМН Н.В. Русакова


Назад к разделу

Copyright © 2004-2018 TT-Эксперт. Все права защищены.

Поиск
Rambler's Top100