ЗДЕСЬ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА

Свяжитесь с нами 8(495)221-59-09,
8(495)348-01-00

Документальное оформление обращения с отходами в медицинских организациях.

Основные требования законодательства по документарному оформлению обращения с отходами в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность.

       В настоящее время всё возрастающее значение приобретают вопросы охраны окружающей среды. Нередки стали случаи проверок соблюдения медицинскими организациями требований экологического законодательства, прежде всего в части, касающейся вопросов обращения с отходами. Эти проверки, проводимые прокуратурой, либо органами по надзору в сфере охраны окружающей среды (Росприроднадзор, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов федерации), зачастую заканчиваются выявлением многочисленных нарушений и привлечением к административной ответственности организаций здравоохранения как юридических лиц и главных врачей как должностных лиц. Это не удивительно, поскольку у руководства медицинских организаций, как правило, отсутствует чёткое представление о сути проверяемых требований. Поэтому, существует потребность сформулировать основные требования экологического законодательства об отходах производства и потребления для практического применения сотрудниками лечебно профилактических учреждений и других организаций.

       Законодательство об отходах производства и потребления, как и экологическое законодательство в целом, является двухуровневым и включает в себя федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации, при этом, законодательство субъектов федерации не должно противоречить федеральному. Основными федеральными законами являются Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ и Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89 ФЗ. Многие из обозначенных в них требований конкретизируются в подзаконных нормативных актах – постановлениях Правительства РФ, приказах Министерства природных ресурсов и экологии, приказах Ростехнадзора.

         В частности, Федеральный закон № 89-ФЗ в ч. 3 статьи 18 устанавливает, что «Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.» На основании этих проектов (ПНООЛР) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) устанавливает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям лимиты на размещение отходов. Под размещением отходов понимается либо их захоронение - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах (на полигонах), либо хранение – содержание отходов в объектах размещения в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Отдельно определён термин «накопление отходов» - временное складирование отходов на срок не более чем шесть месяцев. Накопление не является частным случаем размещения.

         Таким образом, лимиты для организаций устанавливаются на захоронение отходов на полигонах и на хранение на собственных объектах сроком более шести месяцев. Учитывая, что размещение отходов является одним из видов деятельности, на осуществление которых необходимо иметь лицензию, организации, не специализирующиеся на такой деятельности, стремятся организовать обращение с отходами таким образом, чтобы не допускать складирование любых видов отходов на своих объектах более шести месяцев. В таком случае лимит на хранение для этих организаций не устанавливается и оформлять лицензию на размещение отходов нет необходимости. Срок действия ПНООЛР и лимита на размещение отходов – пять лет при условии неизменности производственного процесса и используемого сырья.

          С вопросом разработки ПНООЛР и установления лимитов тесно связан актуальный вопрос внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Одним из видов такого воздействия является размещение отходов производства и потребления, т.е. их захоронение или хранение. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 утверждён порядок определения платы, по которому в случае отсутствия у организации лимита на размещение отходов вся их масса учитывается как сверхлимитная, и плата за её размещение определяется с применением повышающего пятикратного коэффициента, т.е. отсутствие разработанного ПНООЛР и установленного лимита на размещение отходов автоматически увеличивает плату за размещение отходов в пять раз. Для примера можно сказать, что организация ежегодно отправляющая на полигон ТБО 100 тонн отходов 4 класса опасности (к нему относится в т.ч. бытовой мусор) в случае отсутствия лимитов должна вносить плату за размещение отходов в размере 383529 руб. в год, а при наличии лимитов – 76705 руб. в год. Как видим, отсутствие ПНООЛР и лимитов может повлечь финансовые потери значительно превышающие затраты на разработку этой документации.

          Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится ежеквартально до 20-го числа следующего за кварталом месяца. В те же сроки в территориальные органы Росприроднадзора представляется отчётность по плате, оформленная в соответствии с приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. №204.

          Среди представителей медицинских организаций иногда встречается ошибочная точка зрения, что, передав отходы для транспортирования на полигон специализированной организации-перевозчику, имеющей соответствующую лицензию, они автоматически освобождаются от необходимости вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов. Действующее законодательство трактует этот вопрос иначе – все обязательства несёт собственник отходов, каковым признаётся собственник сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции) в результате использования которых эти отходы образовались, т.е. организация, образующая отходы в результате своей деятельности. Следовательно, любая передача отходов, не сопровождающаяся оформленным в соответствии с законодательством переходом права собственности, не освобождает собственника отходов от обязанности вносить плату за их размещение.

         Каждая организация, в процессе деятельности которой образуются отходы 1–4 класса опасности, обязана подтвердить отнесение своих отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды. На отходы 1-4 класса опасности  должен быть составлен паспорт (89-ФЗ, ст. 14). Существует пять классов опасности отходов для окружающей среды. Отходы 1 и 4 классов образуются практически у всех организаций. К 1 классу относятся, например, ртутьсодержащие люминесцентные лампы и приборы, содержащие ртуть, а к 4 – несортированный бытовой мусор, медицинские отходы после обеззараживания, отработанная оргтехника, смёт с территории. Таким образом, проведение паспортизации своих отходов – требование, адресованное всем предприятиям.

          Для осуществления деятельности с отходами организации должны иметь специально обученный персонал. В ч. 1 ст. 15 89-фЗ говорится, что лица, допущенные к обращению с отходами 1 – 4 класса опасности обязаны иметь профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности. Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В виде накопления её осуществляют все организации, в том числе и с отходами 1 и 4 классов опасности, примеры которых приведены в предыдущем абзаце. В настоящее время законодательно не регламентируется, сколько необходимо иметь подготовленных лиц и как между ними распределять обязанности, - это организации определяют сами, исходя из своих конкретных условий, но наличие таких работников обязательно. Их подготовка проводится по утверждённой программе в объёме 112 учебных часов организациями, имеющими лицензию на образовательную деятельность по обучению по данной программе.

        Законодательство об отходах предусматривает для хозяйствующих субъектов необходимость представлять отчётность об обращении с отходами. На федеральном уровне установлены следующие виды отчётов, представляемых в территориальный орган Росприроднадзора:

1.     Технический отчёт о неизменности производственного процесса и используемого сырья – его ежегодное представление является условием действия ПНООЛР и лимитов на размещение отходов.

2.     Статистическая отчётность по форме 2-тп отходы. Представляется ежегодно до 3 февраля следующего за отчётным года.

3.     Расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду, раздел 4 – «Расчёт платы за размещение отходов». Представляется ежеквартально до 20 числа следующего за отчётным кварталом месяца.

4.     Отчётность для субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждённая приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 г. № 30. Представляется ежегодно до 15 января года, следующего за  отчётным.

     Для организаций, осуществляющих деятельность на территории г. Москвы постановлением Правительства г. Москвы установлен порядок представления информации, необходимой для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы.

        Федеральным законом 89-ФЗ в ст. 26 установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами. Требования к порядку организации такого контроля в настоящее время разрабатываются Росприроднадзором, но организациям уже сейчас необходимо иметь документацию, подтверждающую его наличие (приказы о назначении ответственных лиц, должностные инструкции, положение о производственном контроле, свидетельства о профессиональной подготовке ответственных лиц и т.п.).

        В последнее время среди специалистов ведётся дискуссия о трактовке ч. 2 ст. 2 Федерального закона 89-ФЗ: «Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.» Анализ закона в его современной редакции показывает, что эта оговорка не освобождает медицинские организации от необходимости разрабатывать ПНООЛР, определять классы опасности отходов для окружающей среды, составлять паспорта на отходы 1-4 классов опасности, вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов, представлять соответствующую отчётность в контролирующие органы. В то же время, в отдельных аспектах нормативно-правовое регулирование деятельности с отходами нуждается в уточнении и конкретизации.

        В заключение необходимо сказать, что все перечисленные требования законодательства являются предметом контроля со стороны природоохранных органов, как федеральных (Росприроднадзор), так и субъектов Федерации. За нарушение этих требований законодательством предусмотрена административную ответственность для должностных и юридических лиц. Например, за нарушение экологических требований при обращении с отходами статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено наказание в виде штрафа на должностных лиц (главных врачей) до 30 тыс.руб. и на юридических лиц – до 250 тыс.руб. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях г. Москвы за непредставление, либо несвоевременное представление данных, необходимых для веления Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тыс.руб., на юридических – 100 тыс. руб.


Акашкина Л.В., Балакаева А.В., Куринная И.С., Рулин Н.В. Журнал «Здравоохранение», № 6. Июнь, 2011г. c. 74-77


Назад к разделу

Copyright © 2004-2018 TT-Эксперт. Все права защищены.

Поиск
Rambler's Top100